Возможно, и сам великий Томас Алва Эдисон (1847-1931), в 1887 году
заявивший патент на первый в мире звукозаписывающий аппарат -
фонограф,- даже не подозревал, что этот странный прибор с
алюминиевой фольгой на валике и воронкой рупора произведет
революцию не только в технике, но и в культуре всего
человечества. И правда, ведь именно благодаря фонографу мы
можем услышать голоса Льва Толстого, Шаляпина, Чехова, даже спустя сотню лет...
И именно фонограф был первым техническим прибором, который мог
записывать и воспроизводить любые звуки: музыку, речь, пение.
Несмотря на то, что запись на фонографе получалась тихая,
с шипением и искажениями, это была первая в истории человечества
успешная попытка действительно "законсервировать", сохранить звук.
Восковые валики и по сей день хранят уникальные голоса и звуки
ушедших эпох. Мягкий, податливый материал - воск - оказался
достаточно прочным. (Кстати, сейчас в мире в разных музеях и
хранилищах еще осталось около десяти тысяч валиков, пока еще не
скопированных на иные носители...)
Чуть позже другой американец - Эмиль Берлинер (1851-1929) - предложил несколько
иную технологию записи: если в фонографе Эдисона использовались
"глубинные" колебания иглы, то в граммофоне Берлинера (патент
получен в том же 1887 году) на плоский диск записывались поперечные
колебания. В дальнейшем Берлинер усовершенствовал свой аппарат
и разработал способ электрохимического тиражирования пластинок.
Эту технологию можно сравнить по значимости с
изобретением книгопечатного станка: теперь записи можно было
тиражировать в любых количествах, правда, в фабричных условиях.
(Еще долгое время после повсеместного распространения
граммофонных пластинок для оперативных записей в "полевых"
условиях приходилось применять фонографы, а в качестве портативных
диктофонов фонографы применялись вплоть до середины 20х годов
XX века, когда начали применяться магнитофоны.) Эбонитовая пластинка и граммофон обеспечивали существенно
лучшее качество звука, чем фонограф. А простота тиражирования (правда, лишь в промышленных масштабах) и
дешевизна материала пластинок сделали их доступными
широкому кругу людей из разных сословий и с различным достатком.
|
Фонограф Эдисона, конец XIXв |
Если "граммофонная" технология - это как бы книгопечатание в
типографии, то магнитофон - это уже своеобразная "печатная
машинка", с помощью которой делать нужные записи стало легко и просто в любых
условиях. Звук "поселился" на намагниченном носителе тоже
давно. В 1898м году датский ученый и инженер Вальдемар Паульсен (1869-1942) предложил
идею первого магнитного звукозаписывающего аппарата, названного
им "Телеграфоном". Этот странный аппарат и есть "дедушка" всех
современных магнитофонов... Самая первая магнитная запись была сделана в 1900 году
на Всемирной выставке в Париже: это были слова, сказанные австрийским императором Францем Иосифом.
|
Первая страница патента, выданного В.Паульсену,
со схематическим изображением "Телеграфона" |
Вначале в качестве намагничиваемого носителя использовалась стальная проволока
круглого сечения, чуть позже - стальная лента. Первые телеграфоны
не могли конкурировать с уже достаточно развитой тогда механической звукозаписью:
запись была тихая, некачественная, носитель (катушка стальной проволоки или ленты) -
громоздкий и тяжелый, слушать записи можно было только при помощи
наушника от телефонного аппарата, а ведь и фонограф, и граммофон
обеспечивали громкоговорящее звучание. На долгие годы идея магнитной звукозаписи
была забыта, а господство в этой сфере захватили граммофоны и патефоны,- патефонами в России
и позже в СССР называли портативные граммофоны без внешнего рупора...
|
"Телеграфон" В.Паульсена |
Однако, с начала 30х годов ситуация стала меняться. С одной стороны,
развитие электроники и электротехники позволило значительно улучшить
качество магнитной записи: стали применяться усилители на лампах, электрический привод
(в СССР уже после войны был выпущен портативный репортёрский магнитофон
с пружинным, как у граммофона, приводом), различные схемотехнические решения, например,
высокочастотное подмагничивание.
А с другой стороны, успехи химии способствовали появлению нового класса магнитных
носителей - двухслойных лент, где на нитро или ацетатную основу
(чем-то похожую на основу киноплёнки) наносился
лак, включавший в себя порошок оксида железа. В Советском Союзе в 30е годы
был разработан опытный образец магнитофона с носителем в виде бобины
со стальной проволокой, обеспечивавшей около 3х часов записи.
К концу 30х годов магнитофоны
начинают применяться в различных организациях, как правило, военных, что,
впрочем, и не удивительно: в мире пахло войной...
|